[Мой сайт ]

ПОСОБИЕ ДЛЯ ФИКРАЙТЕРА ОТ MALICE CRASH: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Часть первая

ЧАСТНЫЕ СИТУАЦИИ, ЗАКОННОЕ ЧИТЕРСТВО, ОБЩЕПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Говоря о частных ситуациях, я в первую очередь имею в виду конкретные трудности, с которыми можно столкнуться на пути фикера – а можно и не сталкиваться. Все зависит от желания самого творца – обходить препятствия или преодолевать их, растя над собой. Выбор за вами - экспериментировать или нет. Помните, что любой действительно полезный совет может помочь не только в той ситуации, к которой прилагается.

1. Сонгфик во всех его проявлениях.

Под емкой категорией «сонгфик» понимаются фанфики, в которых большую роль играет песенный текст. Не просто строчки в эпиграфах, спешу отметить. Песня, ложащаяся в фундамент, должна либо звучать в тексте (на заднем плане, в сознании основного героя, в его исполнении) либо перекликаться со словами и мыслями чуть ли не дословно. Причем происходить это должно на протяжении всего фанфика, из чего вытекает неизбежное ограничение по размеру. То есть – либо пишется мини, разбиваемое кусочками песни, либо берется несколько песен и формируется двух-трехчастный фанфик.

Качественный сонгфик, как правило, нравится читателям, особенно если удается найти и творчески обработать известную им песню. Сонг-элемент, к месту вставленный в большой фанфик, создает необходимое (как правило, трагически-романтическое) настроение.

Также под понятие «сонгфик» («филк») иногда относят переделанные и специально написанные под сюжет/героя песни и композиции из оных, в том числе – исполняемые по ролям музыкальные пьесы.

Если вы не хотите привлечь на себя огонь критики и плевки читателей, лучше не выходить за некоторые разумные ограничения:

1) При выборе песни учитывайте, мог ли вообще ее слышать герой. Если теоретически мог – выберите соответствующие обстоятельства. Возможно, героя можно переместить в другую страну или даже в другой мир. Также можно отредактировать текст, убрав несоответствия и анахронизмы, и вложить его в уста самого героя (или имеющихся в мире работников культуры). Внимание – новая редакция должна влезать в старый размер! Если вы не чувствуете в себе поэтического таланта, обратитесь к знакомому специалисту или просто обрежьте текст. Можно также наложить строчки по второму образцу, заставляя их действовать непосредственно на читателя, но не на героя.

2) Песня должна быть к месту! Сонгфик предполагает перекличку слов песни и мыслей героев. Если вы просто (к примеру, для создания контрастного фона или для полноты описания места, где музыка звучит обязательно) вводите в фанфик какую-то песню, необязательно прописывать в шапке «сонгфик», но нужно проверить текст на аутентичность. Напоминаю, что указывать использованные фрагменты и их авторство в дисклеймере желательно в любом случае.

3) Не бойтесь браться за сонгфик, но всегда обдумайте это решение до принятия. Проверьте, не пользовались ли уже этой песней другие авторы. Четко соотнесите текст песни и текст фанфика. Внимание – текст песни не стоит записывать на слух, найдите его в сети – лучше на официальном сайте. Перевод песни, написанной не на вашем родном языке, желательно доверить не автоматическому переводчику, а живому человеку, который разбирается в переводческой деятельности, иначе можно неумышленно вызвать у знающих язык читателей смех.

4) Не злоупотребляйте. «Пересаливать» текст фика песнями не стоит. Опирайтесь на свой художественный вкус.

5) Написание поэтических текстов требует наличия таланта. Написание текстов на заданную тему – сложное дело, причем только от вас зависит, получится ли у вас что-нибудь. Изучите учебники по стихотворчеству, доступные в сетях и в продаже. Найдите бету с задатками поэтического критика.

6) Даже если вы пишете стебный сонгфик, не перебарщивайте. Знайте меру, чувствуйте ее. Этому нельзя научить, но можно научиться.

Если у вас ничего не получается – не расстраивайтесь. Сонгфики относятся к субъективно сложным фикам, и далеко не всем удается их писать, а тем более – писать хорошо.

Кстати, на разных форумах и сайтах встречаются разные определения сонгфиков. См. правило 2.

2. Кроссим все и вся.

Кроссовер как жанр относится к субъективно простой категории. То есть, в принципе его написать может каждый, кто этого захочет. Кроссоверы у большинства авторов получаются удачными, так что тут главное – взяться за дело. Запомните, скроссить можно все и со всем. Главное – сделать это грамотно.

1) Кроссовер, как правило, требует от автора хорошего знания всех используемых канонов. Но интересные кроссоверы получаются и тогда, когда вместе работают несколько фикрайтеров, каждый из которых доподлинно знает свой канон. Тут играет свою роль свежесть восприятия. В любом случае, даже при работе в команде свою часть канона нужно знать обязательно, а все остальное – хотя бы поверхностно.

2) Обосновывать сам факт кросса необязательно, но желательно. В любом случае, факт наличия параллельных миров нигде не опровергается, поэтому эту отмазку можно использовать как основную. Неплохим обоснованием может стать магия, а также – буйство технологии, перемещения действия в сон, нахождение героя под впечатлением от прочитанного второго канона, действие высшей силы (в роли коей вполне допустим сам автор или авторы). Кроссовер – это практически всегда АУ.

3) Разновидность кроссовера, называемая кавер-фиком (см. далее о кавер-фиках), обоснования не требует вообще.

4) Кроме правил орфографии и грамматики, а также характерных ограничений (если не поставить ООС), ограничений для кроссующего фикрайтера нет. Еще и поэтому кроссоверы могут в штыки принимать на форумах одного автора. Не волнуйтесь, на любом общетематическом форуме кроссовер скорее всего будет принят и наверняка порадует представителей сразу двух фэндомов.

5) Для бечения кроссовера требуется бета, осведомленная в области всех использованных канонов.

Ну, и немного о терминологии. Различаются следующие виды кроссоверов – герой (или герои) из одного мира в другом мире, герои из разных миров где-нибудь вместе, реальный человек (не аватара автора) в нереальном мире и наоборот, перемена мест (героев из разных миров телесно или духовно обменивают, после чего описывают похождения обоих), кросс двух фиков (обычно используются крайне известные фики) и, естественно, смесь нескольких вариантов, например – кавер-фик с элементами кроссовера. Вставка героя из альтернативной реальности, если идея альтернативности принадлежит самому автору – это просто АУ, а не кроссовер. Если же вариант альтреальности берется чужой – то это кросс, и чужое имя нужно указать в шапке. Как правило, подробности, кроме последней, указывать в шапке не требуется, но решения о том, что не прописано в правилах форума или сайта, принимает автор. Также фикрайтер имеет право воспользоваться для кроссинга собственным ориджиналом – и это будет именно кроссовер, а не фик с оригинальным персонажем.

Чем больше появляется кроссоверов, особенно хороших и разных, тем лучше. ИМХО. Так что кроссрайтерам я особенно искренне желаю удачи.

3. Накатанные дороги. Как пользоваться и как выделиться?

Во всех фэндомах, доросших до определенного возраста, образуются некие устойчивые пейринги, сюжетные повороты и альтернативные реальностные идеи. Часто они даже получают название (см. например, в фэндоме ГП – «снарри» (фики с пейрингом СС/ГП), «северитус» (фики, где СС оказывается отцом ГП)). Нет ничего плохо в том, чтобы пользоваться накатанными дорогами – у устойчивых поджанров всегда есть читательская аудитория, иначе их не писали бы. Если вы выбрали для работы именно такой устоявшийся шаблон, у вас будет только одна проблема – как внести в него что-нибудь оригинальное. Оригинальным может быть побочный пейринг, элемент кроссовера (или кавера), сюжетный ход, ранее не использованный другими авторами, повышение или понижение рейтинга и так далее. В любом случае, изучение фанона для пишущих по накатанному обязательно. Ибо поскользнуться и неумышленно сплагиатить становится очень просто. (Кстати, вычленив все устойчивые конструкции, вы почти всегда можете найти никем не юзанный пейринг и основать новую традицию, в коей и творить. При должном старании можно превратить в накатанную дорогу для себя и себе подобных редчайший пейринг или сюжетный поворот. Стоять у истоков, по себе знаю, очень приятно).

Еще одна методика использования накатанных дорог – обстебывание устойчивых штампов. Результат наверняка будет популярен среди истинных знатоков фанона.

Кстати о птичках... Есть беты, специализирующиеся на «накатанных дорогах». Если на скользкий путь вы вступаете впервые – позаботьтесь, чтобы рядом был профессионал. Хорошая бета, знаток фанона, может спасти от конфуза с неумышленным совпадением идей.

Конкретных нумерованных советов здесь не будет. Все и так понятно.

4. Стеб. Каноны смешного.

Обстебать можно все. Даже святейшие вещи – все зависит от вашего чувства юмора. Для фикрайтеров, обладающих оным в большом объеме, стеб почти всегда не представляет ровным счетом никакой сложности. Идеи приходят сами, и нужно только стараться не выпасть за рамки конкретного форума. См. правило три. Далеко не во всех фэндомах безбашенные фанаты находятся в большинстве. (У людей, чувством юмора не обладающих, стеб как правило не получается. То есть, речь опять идет о субъективной простоте либо сложности. И каждый фикрайтер может решить сам для себя, есть у него талант или нет. Достаточно попробовать – хотя бы начать с анекдотов).

Итак, рамки – необязательные, конечно.

1) Не ставьте в излишне неловкое положение особо уважаемых персонажей. Часто это может вызвать негативную реакцию фэндома.

2) Не шутите плоско. В смысле, от имени персонажей, которым уплощенность не свойственна. Если персонаж и у автора канона глубоко не мыслит – используйте его, конечно, по назначению.

3) Не шутите особо грязно. Конечно, если персонажи не позволяют)

4) Не шутите непонятно для всех, кроме себя.

5) Не повторяйте ошибок, которые делали забаненные на вашем форуме любители поюморить, если таковые были.

6) Не забывайте указать на использованные чужие идеи.

7) Не обстебывайте чью-то вещь (в смысле, фанфик) без разрешения автора, если хотите сохранить с оным дружеские отношения.

Пожалуй, все. Удачи в деле развлечения читающего народа.

5. Фики «от канонического текста» (продолжения, приквелы, пропущенные сцены) и фики «от идеи» («от ситуации», «от пейринга»). Различие и возможность сочетания.

Деление фанфиков по критерию «основополагающая идея», а не по критерию близости к канону (как можно подумать, видя название главки) проводится самим автором. Ибо идейный критерий объективен и ясен. Вы всегда знаете, что именно толкнуло вас на творчество. «Близость к канону», которая вычисляется примерно по отсутствию ОС и ООС, а также неканонических взаимоотношений – критерий субъективный, и применяют его читатели. Идею же вы можете держать при себе, а можете и поделиться с вопрошающими фанатами, тут решение остается за автором. Читатель может лишь гадать.

Итак, фики «от канона» пишутся в следующих случаях:

1) В произведении-каноне имеется логическая лакуна, временно не заполненная автором канона.

2) Очередная часть канона все еще пишется, и ждать ее приходится долго.

3) Канон не окончен ввиду неких причин, и о возможном окончании его пока не слышно.

4) Канон окончен, но фанаты с этим не согласны.

5) Вселенная канона не ограничена строгими рамками, то есть – мир проработан настолько качественно, что можно работать и в другом временном периоде или пространственном регионе.

6) У фикрайтера есть желание и возможность органично вписать свое творение в каноничный мир (то есть, сделать это так, чтобы отрицать вероятность событий фика, пользуясь данными канона, было невозможно).

Естественно, в зависимости от конкретных причин выбирается стиль произведения. «Пропущенная сцена» – это как раз нечто, призванное заполнить логическую лакуну, однозначно обосновать странное поведение героев в каноне. Грамотно, со знанием канона написанная «пропущенная сцена» часто становится частью так называемого фанона – ибо многие читатели хотят видеть однозначное решение какой-либо спорной ситуации. Конечно, если это решение совпадает с их мнением... Поэтому писать «пропущенную сцену» очень сложно – нужно оглядываться и на канон, и на мнение фэндома... Можно легко найти как единомышленников, так и врагов.

Фанатское продолжение обычно пишется тогда, когда серийный канон временно обрывается на полпути или недостаточно однозначно завершен. Героями продолжений (сиквелов) становятся как герои оригинального произведения, так и их потомки. Главные отличия фанатского продолжения:

1) Как правило, фик – обычно макси и представлен как еще одна книга. Просто написанная фанатом.

2) Мир, как правило, не меняется кардинальнее, чем можно предположить, используя логику автора. То есть, грамотное продолжение вытекает из уже имеющегося канона логически.

3) Очень редко в продолжение проникают элементы, чуждые по сути канону – особенно оригинальные персонажи. Редко не значит никогда, но, как правило, фанаты-продолжатели не вмешивают в свое произведение ничего лишнего. Если, конечно, не пишут «продолжение про детей» – там все происходит с точностью до наоборот.

4) Обычно продолжатели используют схему произведения, характерную для автора канона.

5) Хорошо написанное продолжение обретает своих фанатов. Иногда фанаты даже начинают считать его лучшей вещью, чем каноническое продолжение.

С фанатским продолжением можно угадать или не угадать. Это – своего рода лотерея. И, конечно, хуже всего, когда свое продолжение не удается закончить к моменту выхода авторского. Все фанаты, прибившиеся к вам в тему с желанием «почитать что-нибудь еще про любимых героев», немедленно побегут читать оригинал. Останутся только самые верные, да и те начнут сравнивать, искать новые всплывшие ошибки... Поэтому можно посоветовать следующее:

1) Не беритесь за продолжение, если пишете медленнее автора канона, а он в это время ваяет свой новый шедевр.

2) Продолжение нужно строить очень тщательно, используя все возможности фундамента.

3) Вводить ОС в продолжение нужно очень осторожно.

4) Если вам повезло, и ваше продолжение получило высокую оценку фанатов, готовьтесь к тому, что вам придется писать еще один том.

Фанатский приквел (история, предшествовавшая канону) пишется с опорой на известные в каноне факты. Кроме того, иногда может понадобиться глубинное знание истории мира-канона – для этого придется тщательно изучать матчасть: справочные приложения, хронологическую линию событий, некоторые нюансы. Если события канона происходили в нашем мире, то для написания грамотного приквела вам могут понадобиться различные книги по истории. Почти наверняка придется изучить не всегда переведенные источники справочно-исторической информации. В общем, хороший приквел написать сложно. При этом существует следующая закономерность: чем дальше в глубь веков, тем свободнее работается. Конечно, если у вас есть знания в области истории и социологии. Почему свободнее? Потому, что общеизвестно: даже свидетельства очевидцев не стопроцентно точны. Что уж говорить о событиях, вошедших в легенду? В лучшем случае совпадают какие-то факты, возможно – только имена. То есть, любая логически стройная и исторически верная версия событий сойдет. Главное – написать логично и в историческом контексте о героях, в основном произведении только упомянутых (или о прошлом героев действующих, но тут уже будет сложнее).

Вбоквел (он же спин-офф – побочная история, происходящая в стороне от основных событий, одновременно с ними, незадолго до или почти сразу после) из всех фиков «от канона» является самым простым в написании видом. Как правило, герои канона полным составом в событиях вбоквела не участвуют, а только упоминаются. Также возможно участие одного из героев, в указанное время исключенного из основного действия – в таком случае вбоквел становится сродни пропущенной сцене и подчиняется законам этого жанра. Но чаще всего персонажи побочных историй – это второстепенные герои основного произведения или даже ОС. Единственное, что отличает вбоквел от фика, использующего мир в качестве фона – это существующая связь с генеральной линией канона, хотя бы односторонняя.

Повторю еще раз, что для написания фиков «от канона» этот самый канон нужно очень хорошо знать. Также неплохо уметь делать логические экстраполяции (вычислять причины и последствия событий, проще говоря). Все подсказки для написания сиквелов, приквелов, вбоквелов и пропущенных сцен, как правило, содержатся в каноне, ничего крайне оригинального выдумывать не придется, если не возникнет особого желания. Грубо говоря – герои есть, характеры есть, осталось только дорисовать общую картину, используя имеющиеся тенденции. Хотя, конечно, известная доли фантазии здесь все равно нужна – а также обязательно умение предвосхищать автора. Ну и, естественно, нужно как-то выделяться на общем фоне канонистов, ибо они есть всегда в любом фэндоме.

Фики «от идеи» пишутся не потому, что хочется продолжить и дополнить канон, а потому, что есть желание что-то сделать с любимыми героями и миром. Центром, основой, «печкой» становится не канон, но какая-то оригинальная мысль, пришедшая в голову фикеру или челленджеру. Например: «что будет, если свести персонаж а и персонаж б?» (фик «от пейринга») или «что будет, если что-то случится?» (фик «от ситуации»). Обоснование пейринга и ситуации плюс описание последствий – это и есть готовый фик «от идеи». Идей может быть несколько. У некоторых из них могут даже иметься сюжетные и характерные предпосылки. Но фик «от идеи» – это всегда в какой-то степени извращение канона... чем эти фики и хороши.

Для оценки фика этого плана важны два компонента: оригинальность основной идеи и качество исполнения. Причем если первое уже не столь обязательно (и может быть с успехом заменено оригинальностью характера, ситуации, пейринга, восприятия, жанровой окантовки – то есть, какого-то идейного элемента), то второе (грамотность, логичность, стиль) может стать как спасательным кругом, так и камнем на шее фика. О том, как писать правильно, здесь уже говорилось. Канон для пишущих фики «от идеи» – не ограничение, но возможная опора. Из него берется только необходимая в данный момент для работы фикрайтера информация.

Конечно, хороший фик должен быть логичен. Но основная идея не обязана однозначно вытекать из канона. Ее можно даже не оправдывать до конца. Никто не мешает взять как вектор для творчества идею «Автор был не прав!» и подробно опровергнуть все авторские заблуждения – даже если в каноне они вполне обоснованы.

Иногда фики-перевертыши (фанфики, в которых светлых персонажей активно забрасывают грязью, а темных обеляют, то есть – деятельно демонстрируется взгляд со стороны, противоположной канонической) считают фиками, написанными «от канона». Да, для написания грамотного фика в таком стиле иногда требуется отличное знание канона и логика, превосходящая авторскую. Но вышеупомянутая идея о неправоте автора сильно отличается от мотивов канонистов и продолжателей. Их же интересует то, что существовало помимо канона, то, о чем в каноне не говорили прямо, но сам канон воспринимается как руководство к действию... И если фикрайтер пишет продолжение после того, как появилось авторское, он творит уже от идеи, а не от канона. От той своей идеи, которую использовал, творя свой вариант развития авторской вселенной. Конечно, можно перепутать ситуации, когда отталкиваются от канона и когда отталкивают канон, но в принципе разницу можно найти.

Иногда канон и идея сочетаются в фике гармонично. То есть, идея не противоречит канону. Но чаще всего канон тянут за уши, дабы оправдать идею, или, как уже было сказано выше, просто отвергают. Советую фикрайтеру понять, что в обеих ситуациях нет ровным счетом ничего плохого. Обе разновидности фиков читают, любят и ценят. Если фики, конечно, написаны хорошо.

6. Как сослэшить неслэшуемое. Простые методики читерства.

Читерство, как правило, необходимо именно авторам фиков «от пейринга», причем, как правило, проблема относится к слэшевым пейрингам. Хотя некоторые гет-пейринги не менее несовместимы в теории. Запомните, что на практике несовместимых героев нет. Любой воинствующий гомофоб в душе сияет чистым небесным цветом (а откровенно голубой персонаж – бисексуален). Асексуализм – излечим. Любовь – проходит, и приходит новая. Главное – правильно поставить персонажей и четко рассчитать, куда вы их толкаете. Полетят в объятия друг другу как миленькие...

Итак, постановочные приемы:

1) Ограничение в пространстве. Слэшуемых заставляют зависнуть в лифте, запирают в шкафу, комнате или квартире, сажают вдвоем в камеру – в общем, придвигают друг к другу на интимное расстояние и оставляют наедине, не дав никаких альтернативных развлечений. Как правило, этот прием применяется к героям, между которыми уже что-то есть, просто они об этом не знают. Психологически такая ситуация достоверна – от нечего делать все способны на многое. Примечание: в зависимости от характера героев в ограниченном пространстве может произойти все что угодно – от объяснения с поцелуем до бурного секса.

2) Воздействие. Бывает различным – магическим, наркотическим, экстрасенсорным... Или просто силовым. Под действием заклятия, загадочного зелья, желания шкодливого телепата, в состоянии одержимости и просто под дулом пистолета герои будут поступать так, как решит автор фика. Воздействие – хорошее объяснение для того, чтобы вывести героя немного ООСшным. Конечно, реакция и ситуация все-таки должны совпадать с возможностями канона, но это – прописная истина. В общем, если нужно заставить героев сделать то, что требуется по сценарию – наведите на них соответствующий воздействующий фактор.

3) Махровая альтернативщина. Идея параллельных миров, как отмечалось выше, неопровергаема. Значит, никто не мешает немного подкорректировать реальность. И соответственно кардинально извратить характеры героев. Существуют даже варианты АУ, в которых вычеркивается к чертовой бабушке весь сюжет, и остаются только герои, которых ставят в совершенно новую ситуацию. Опять же, если под ногами у избранного вами героя и предназначенного ему в пару другого персонажа мотается какая-нибудь вечная любовь, никто не мешает ее прибить, заставить уйти или стереть как факт. Это – нормальное допущение в рамках АУ.

4) Обмолвки канона. Если смотреть подготовленным глазом, в любом каноне можно накопать вагон предпосылок для слэша. Или гетного пейринга, отличного от канона. Взгляды, слова, намеки, двусмысленности – все идет в дело. Важно только заметить.

Также существуют совершенно законные способы оформления фика, в котором никак не объясняется внезапно вспыхнувшая страсть между персонажами. Помимо ООС, существует прелестная маркировка ВСЕГЕИ (EIG). Под такой меткой возможно все. И дополнять обоснованиями не обязательно. Для фиков же протяженностью в одну эротическую сцену, лишенных сюжета в принципе, предназначена метка PWP.

Итак – слэшьте все, но главное – не забывайте об анатомии… И о грамотности. За остальное можете не так сильно волноваться, если у ваших читателей на первом месте из критериев выбора – пейринг, а на втором – эротическая достоверность.

7. ОМП И ОЖП. Эффект «мерисью» – избавляемся или используем.

ОС бывают мужского и женского пола, это не такое уж и большое откровение. Вводят их в повествование по многим причинам, но чаще всего для того, чтобы воплотиться в них лично. Пол автора и пол ОС совпадают далеко не всегда, внешность и даже характер – тоже могут отличаться. Иногда в качестве нового персонажа автор вообще выводит какого-то конкретного знакомого, а совсем не себя любимого. Бывает, что ОС получает строго эпизодическую роль. В общем, ОС бывают разные.

1) Наиболее яркие представители рода ОС – Мери Сью и Марти Сью. Мерисьюшкой вашего персонажа делают такие моменты, как немереная красота, немереная же крутизна, вечная правота, склонность вмешиваться в события и все исправлять. Многие критики считают мерисью непростительным грехом, но если вы сделаете соответствующую пометку в шапке фика, вопросов к вам не будет. Другое дело, что мерисью не очень любят читатели – они же приходят читать о своих обожаемых героях, а не о товарище авторе, который подробно расписывает переживания идеализации себя любимого. Эффект «мерисью» в полной мере лучше использовать в стебных фиках, высмеивающих детское мерисьюшное творчество (ибо мерисью – это, как ни крути, любимый жанр детей и новичков). Если же вы пишете в этом стиле сами – постарайтесь, чтобы ваш герой не затмевал окончательно главных. Не более чем в два раза чаще появлялся, не развозил скучные или тупые философствования на пол-листа... И еще – постарайтесь сделать героя симпатичным для аудитории. Если в него влюбятся читатели, причем до такой степени, что начнут просить вас включить побольше сцен с его участием в фик, – значит, вы выиграли. И уже не важно, мерисьюшку вы создавали или нет, – в глазах публики вы стали автором приятного во всех отношениях и любимого персонажа.

2) Далее идут принципиально немерисьюшные ОС. То есть – не идеализированные до предела существа. Их включают в фик, например, для того, чтобы показать какую-то ситуацию их глазами, вмешаться по мелочи и так далее. В гущу событий такие ОС не лезут, ничего героического не совершают – просто появляются и потом исчезают. Иногда представляют собой точное воплощение автора, иногда – нет.

3) Существуют также ОС-функционалы. Например, некий новый злодей, новый подручный злодея старого, – обычно их появление требуется в продолжении, потому что старый злодей уже обезврежен. Эпизодические персонажи, не существовавшие в каноне – это тоже ОС-функционалы. У них есть конкретная функция, которую им положено выполнить, после чего – покинуть сцену. Иногда, впрочем, ОС-функционал получает крупную роль, но – только если того требует функция. Функционал по определению не может стать мерисьюшкой, если это не запланировано изначально.

4) Особняком стоят вбоквельные новые персонажи. У них может наличествовать развернутый характер, они принимают в событиях самое деятельное участие, и нельзя однозначно сказать, что они выполняют какую-то конкретную функцию. Как правило, вбоквельных ОС не сравнивают с эталоном мерисью – для них существуют совершенно иные критерии оценки, обоснованные спецификой вбоквела. В эту же группу можно отнести и АУшных ОС, которые появляются из-за того, что реальность изменилась (а не реальность меняли для их появления!). Про них нельзя сказать, что они появились строго для выполнения одной функции, просто логика повествования потребовала, чтобы кто-то занял, например, место логически исключенного персонажа. Что этот ОС будет делать впоследствии – решать автору.

5) В качестве любого ОС может использоваться готовая роль автора или его знакомого – персонаж, использованный в ролевой игре. Иногда на этом построена часть сюжета.

Ввода в эксплуатацию ОС не следует опасаться. Иногда без них... ну, просто не обойтись. Важно понять, когда это «иногда» применимо, а когда нет. ОС для крупных ролей следует тщательно прорабатывать в области характера, эпизодических персонажей – не описывать тщательнее, чем нужно. Описывая себя, не стоит увлекаться саморазоблачением, а создавая идеализацию – доходить до абсурда (если вы не пишете стеб). Функционал должен отвечать своей функции, которую, в свою очередь, следует четко обозначить. Ничего сложного в создании ОС нет, нужно лишь приложить немного фантазии.

8. Ориджиналы «в стиле» и фики с использованием чужого мира в качестве фона.

Ориджиналом называют произведение, не содержащее в себе элементов, в полной мере присущих какому-либо канону (то есть, имена, характеры, реалии, миры не те же самые, но похожие на один или несколько каноничных), но выложенное на сайте или форуме, где выкладывают фики. Иногда ориджиналы пишутся в стиле, присущем фанфикам. И самое главное – ориджиналы пишутся фикрайтерами.

Среди ориджиналов встречаются написанные «в стиле» или «в духе» какого-либо известного автора канона, чаще всего – очень известного и плотно обросшего фаноном. Такие произведения сохраняют какую-то фишку канона – например, идею построения мира, суть сюжета, базовый элемент, характеры героев, – и близки канону по языку. Строго говоря, это не фики, но и не самостоятельные произведения. Часто они становятся популярны в фэндоме и даже обрастают своим небольшим слоем фанатов.

Писать ориджиналы не сложнее, чем любые другие самостоятельные произведения. Талант плюс фантазия и грамотность – и мы имеем то, что хотим. Конечно, если у нас есть время для написания. Кстати, ориджинал может писаться строго от идеи – например, от желания вволю послэшить героев, принадлежащих лично вам, или создать новую расу, или... Да мало ли бывает идей! Конечно, любая мотивация творчества отнюдь не отнимает у автора право проработать мир и характеры героев.

Шаг ближе в сторону канона – фики, использующие чужой мир в качестве фона. В сущности, кроме мира, ничего в них и не остается, да и мир часто меняется до неузнаваемости. К таким фикам относятся продолжения дальнего прицела (спустя несколько сотен лет и более), вбоквелы, не содержащие ни одного из героев канона в числе действующих лиц, рассказы о событиях давнего прошлого (не о героях, упоминаемых в связи с оными, а о простых ОС, которых в каноне вовсе нет). По сути, это те же ориджиналы, и пишутся они так же, но в них используется подкопирайтовый элемент. Зачастую – доведенный до альтернативной степени, но это ничего не значит. Дисклеймер все равно ставить надо. А на ориджинале, даже стилизованном – не обязательно.

9. Что делать с «недостроями», если нереализованные идеи жалко бросать?

Многие авторы встречаются с серьезной проблемой: из-за нехватки времени, потери идей и вдохновения, ухода соавтора и тому подобное остается незаконченным неплохое произведение. Выбрасывать (стирать) жалко, класть как есть – стыдно... Или бывает, что родится совершенно гениальная идея, а реализовывать ее некогда. Что делать с такими недостроями и заметками?

1) Можно плюнуть на стыд и выложить недостройку как есть, предупредив, что вещь незакончена и заморожена. Возможно, найдутся желающие продолжить, или кто-нибудь подкинет идею, или найдется новый соавтор.

2) Можно подарить недостройку знакомому фикрайтеру. Пусть продолжает. Главное – сначала спросить, хочет ли он и найдет ли время. Идею тоже можно подкинуть.

3) Можно помыкаться по знакомым, поискать желающего соавторствовать. О соавторах – см. выше.

4) Можно просто сложить недостройки вместе с идеями в ящик (папку) и обращаться туда, когда появится время.

5) Можно выложить гениальную идею в качестве челленджа (см. ниже).

Главное – никогда ничего не стирайте и не оставляйте в голове. Обязательно изложите все в краткой форме или в виде наброска, затем сохраните. Мало что сравнится по мерзопакостности с осознанием того, что у вас была гениальная идея, а вы ее забыли.

Часть третья

Наверх